Дата публикации: 03.02.2022

«Коми кадровый центр – это не предыстория вуза. Это тот фундамент, на котором выросла Академия госслужбы»

3 февраля 2022 года мы отмечаем 30-летие со дня создания в Республике Коми системы подготовки профессиональных управленческих кадров.

3 февраля 1992 года в нашем регионе появился Коми республиканский межотраслевой кадровый центр при Совете министров, основной задачей которого и стало  создание единой системы подготовки персонала государственной службы в Республике Коми – профессиональных управленческих кадров.

В апреле 1996 года Коми кадровый центр был преобразован в Коми республиканскую академию государственной службы и управления.

Как это было, рассказывает первый ректор Академии Валентина Николаевна Котельникова. Валентина Николаевна уже много лет живет в Санкт-Петербурге, но не забывает свое “детище”, душой, мыслями и сердцем она всегда с Академией:

«30 лет назад в Республике Коми произошло знаменательное событие – был учрежден Коми республиканский межотраслевой кадровый центр при Совете министров. Это была уже общероссийская тенденция создания Кадровых центров. Всего в России было создано 7 региональных центров, в том числе один из них в Санкт-Петербурге – Северо-Западный кадровый центр.

Нужно сказать, что Республика Коми была пионером в подготовке кадров для рыночной экономики. Если кадровые центры по стране были созданы в декабре 1991 года, то в республике уже в 90-ом году началась перестройка всей системы подготовки кадров для рыночной экономики. На базе Дома Политпроса (сейчас в нем расположена Академия госслужбы) был создан Институт политических знаний, который потом плавно перерос в Центр подготовки специалистов для рыночной экономики.

 

С вопросом о подготовке кадров мы с Валерием Владимировичем Грибановым, который тогда был заместителем директора Северо-Западного кадрового центра, пришли к Председателю Верховного Совета Коми Юрию Алексеевичу Спиридонову. Мы с ним сотрудничали уже в рамках Института политических знаний. Став Председателем Верховного Совета, Юрий Алексеевич был первый наш заказчик –  надо было обучить первоначально членов Верховного Совета, а потом и всех депутатов. Поэтому была разработана программа «Теория и практика депутатской деятельности». Приехала большая команда профессоров из Академии народного хозяйства   (г. Москва). И вот тогда началась первая практика и первый опыт обучения депутатов, а, в дальнейшем, и предпринимателей-управленцев по программам совершенно новым, они носили инновационный характер. То есть, мы уже имели небольшой опыт.

И когда стал вопрос о создании филиала Кадрового центра от Северо-Западного кадрового центра, то, естественно, мы пришли к Юрию Алексеевичу Спиридонову. Он внимательно нас выслушал, особенно наши расчеты (они были неутешительные). Дело в том,  в республике насчитывалось на тот период около 10 тыс. управленцев и советских работников. Нам давали квоты от Санкт-Петербурга, по которым мы могли обучить очень мало людей – в каждую группу повышения квалификации брали  по одному-два человека, а на подготовку за счет средств федерального бюджета – 10-12 человек. Мы произвели расчеты – если идти по этому пути, нам потребовалось бы для обучения управленцев несколько десятков лет. Поэтому вердикт Ю.А. Спиридонова был однозначный: «Учить будем в Республике. Создавать Кадровый центр будем свой!».

И вот тогда рабочая группа и подготовила документы на заседание Совета министров Коми. Дискуссия была бурной. И надо сказать честно – эту идею не поддержало Правительство того состава. Выступал с сообщением В.В. Грибанов – представитель от Северо-Западного кадрового центра. Убеждал, как мог. Но мы уже чувствовали, что вопрос не пройдет. Аргументы были однозначные – есть вузы в республике, они справятся. О том, что у подготовки госслужащих –  своя специфика, о том, что в вузах нет опыта (а мы уже сделали определенные наработки), никто в расчет не брал. Ситуацию спас Председатель Совета министров тех лет Вячеслав Иванович Худяев. Он предложил создать Центр на хозрасчетной основе, то есть на правах хозрасчетного учреждения (образовательного, последипломного), которое войдет в звено общероссийской системы, но не на основе государственного заказа.  Это был, конечно, парадокс. И перевесом в один голос было принято решение – Кадровому центру Коми быть!

Специфика Коми кадрового центра была заложена в самом названии – межотраслевой. То есть, ставилась задача организовать всеобуч всех слоев населения, начиная от социально-слабозащищенных, безработных, офицеров, уволенных в запас, многодетных семей, которые  находились в крайне сложной ситуации и до управленцев, до руководителей предприятий, которые в то время реформировались. Ну и на этом же заседании была поставлена задача – разработать нормативные документы. Дали месяц на разработку.

 9 марта 1992 года мы  представили  пакет нормативных документов. Задачи Центра были определены. Был создан Координационный совет по решению кадровых вопросов. Ну и пришлось начинать эту сложную работу.

Ситуация была парадоксальная. Архисложная задача, архиважная задача по переобучению всех кадров должен был решать маленький коллектив.

Было непросто. Но именно в это  время и сформировались принципы, на которых развивался кадровый центр. Это, прежде всего, инновационность. Программы были инновационные. Впервые в Республике понятие «ипотека», «страховая медицина» произнесли на наших курсах.

Кроме этого, Кадровый центр отличала мобильность. Мы могли быстро среагировать на любой запрос. Нас было немного. На первом этапе всего 6 человек. Я хочу назвать фамилии некоторых из них – Любовь Александровна Гурьева, Елена Николаевна Гаврилова, Валентина Ивановна Кузьпелева, Кузнецова Галина Иовна.

Миссия ККЦ была однозначной – обеспечение республики востребованными кадрами, которые бы соответствовали времени. Мы работали по запросам времени и на перспективу.

2 года – с 1992 года по 1994 год – Коми кадровый центр имел определенную структуру, утвержденную на заседании Совета министров. Отделения были уникальные – отделение педагогических новаций, гуманитарное отделение, а потом уже начали развиваться отделения обучения и повышения квалификации госслужащих, предпринимателей, руководителей. Почему начинали с гуманитарного отделения?! А надо было переучивать всех обществоведов (история, обществоведение), поэтому очень большой заказ был на преподавателей. Но, к сожалению, всем приходилось  платить самим, часто организации не могли заплатить за группу. Это сдерживало развитие Кадрового центра. Но мы никого не отчислили, всех довели до сертификатов, удостоверений о повышении квалификации.

 Появился запрос  и на подготовку специалистов по базовой специальности «Государственное и муниципальное управление». И уже в 92-ом году, осенью, мы сделали первый набор на эту специальность. Так начали формироваться факультеты. Своей лицензии на подготовку мы не имели, поэтому мы заключили договор с Северо-Западным кадровым центром, и сотрудничали плотно с ними. Большой популярностью пользовались лекции коллег из Санкт-Петербурга – это  Валерий Владимирович Грибанов, Юрий Иванович Виноградов, Галина Михайловна Бирюкова итд. В эту команду стали вливаться и наши преподаватели. Это миф, что в Кадровом центре в большей степени работали только коллеги из Санкт-Петербурга и Москвы. Уже на первом этапе подключились и наши преподаватели – и  СГУ Иван  Проничев, Людмила Сандригайло, из КГПИ – Галина Ивановна Упорова, Николай Алексеевич Морозов, подключились и ученые (Александр Александрович Попов), и юристы (Юрий Викторович Гаврюсов), и судьи (Людмила Владиславовна Батманова) и др.

Формировалась команда единомышленников. И именно эта команда стояла у истоков Академии госслужбы.

В 1994 году на выборах Главы Республики Коми победил Юрий Алексеевич Спиридонов. С его приходом в корне изменилась кадровая политика. Уже первыми своими указами о государственном заказе  на подготовку специалистов, о создании Совета по кадровой политике, которому вменили концепцию разработки кадровой политики, он доказал, что лозунг «Кадры решают все» для него не пустая фраза.

В 1995-ом году мы получили в оперативное управление полностью здание современной Академии (ранее мы делили его с филфаком СГУ и другими организациями). Требовался ремонт. И надо сказать,  на ремонт коллектив тоже зарабатывал сам. Нас уже было 22 человека. Но и объемы были большие.

Когда Юрий Алексеевич стал Главой Коми, функции кадрового центра были расширены. Мы не только занимались обучением, нам вменили информационно- аналитическое обеспечение отделов  Администрации Главы, ежегодно стал оформляться государственный заказ. И еще одно направление – это кадровое обеспечение тех программ и проектов, с которыми на выборы шел Ю.А.Спиридонов. К примеру, если он заявлял о новых подходах молодежной политики, то и у нас были проекты, которые мы реализовывали. Прежде всего, были созданы Республиканский лицей управленческого резерва.

Таким образом, миссия и особенность кадрового центра четко прослеживалась в ее деятельности.

Но мы не оставили еще и то, что делало нас особенными. Мы занимались благотворительностью.

Мы продолжали связь с нашими выпускниками. И поэтому когда в первый раз пришел в Академию Ю.А. Спиридонов, аудитории были переполнены. Пришли не только те, кто получали дипломы (именно в 1994 году был первый выпуск по специальности «Государственное  и муниципальное управление»), пришли и те, кто хотел с ним поговорить. Спиридонов ответил на все вопросы, он долго стоял в фойе, окруженный слушателями, и общался с ними. Это была обратная связь.

В 94-ом году Юрий Алексеевич мне сказал, собери-ка  генералов от производства, пусть они поучатся и поймут, что они вошли в новые рыночные отношения, что здесь другие законы, другая правовая база и другое правовое поле.

Я  понимала, собрать то мы их соберем и начнем учить. Но куда их зачислим – у нас не было лицензии на обучение юристов. Не было ее и в Северо-Западной академии госслужбы. Пришлось ехать в Москву в Российскую академию госслужбы при Президенте. Долго убеждали. Но пока Юрий Алексеевич сам не позвонил и  не написал письмо с объяснениями, мы не смогли открыть экономико-правовое отделение, а потом и юридический факультет. Сопротивлялся университет, Совет ректоров, да и Северо-Западная академия была против. Мы опять их опережаем, мы опять пионеры в этом вопросе. И все-таки мы зачислили слушателей. И вместо 50 человек, а это был госзаказ, пришло 100 человек. Было приятно, но аудиторий не хватало. И  тогда мы начали практиковать выездные обучения.

В то время в России пошла тенденция преобразования Кадровых центров в академии. Стал вопрос и о перспективе развития Кадрового центра Коми. Мы свою миссию, по сути дела, выполнили. Это всеобуч населения – правовой, экономический, это ликвидация функциональной неграмотности руководителей.  Теперь надо было начинать подготовку кадров на перспективу. И поэтому встал вопрос о создании своей академии. Но Северо-Западная академия вышла с предложением – создать  филиал. Тогда опять мы пошли к Главе Республики, и опять получили от него  однозначный ответ  – никаких филиалов, должна только своя, республиканская  академия. Опять начались письма и звонки.

И в апреле 1996 года, когда были созданы материально-технические, учебно-методические, научные предпосылки, была учреждена Академия. Точнее, преобразован Коми кадровый центр в Коми в Коми республиканскую академию государственной службы и управления.

Этот длительный путь преобразования начинался в 1992 году. И нельзя было создать Академию на пустом месте. Одна из причин, почему мы так долго шли к этому – это своего педагогического коллектива. Было сложно это сделать, но и этот вопрос мы решили.

Академии уже 30 лет! Потому, что это учебное заведение неразделимо с Коми кадровым центром, которому  3 февраля исполнилось три десятка.

Кадровый центр – это не предыстория Академии. Это тот фундамент, та база, на которой выросла Академия. И я хочу сегодня сказать большое спасибо всем тем, кто в те сложные и трудные дни подставил плечо. Вот эта сопричастность к большому государственному делу она помогала всей команде – команде единомышленников!».

 ВИДЕОБРАЩЕНИЕ В.Н. КОТЕЛЬНИКОВОЙ: