Доступная среда

Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В Академии создаются полноценные условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в здание, разработаны адаптированные для инвалидов программы подготовки, применяются дистанционные программные технологии, приобретаются специализированные технические и программные средства обучения.

Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны учебно-методические комплексы, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. На основе индивидуализированного подхода организуется прохождение практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Предоставляется доступ к дистанционным образовательным ресурсам (собственная электронная библиотека, включающая электронные учебные и методические материалы по дисциплинам образовательных программпортал дистанционного обучения Moodle2, электронная библиотечная система Университетская библиотека ONLINE).

Для освоения дисциплины «Физическая культура» в Академии установлен особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

В Академии разработано положение о ситуационной помощи инвалидам, а также локальные нормативные и методические документы, которые регламентируют порядок организации учебного процесса, систему качества освоения образовательных программ, включая процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. При поступлении для обучения, предусмотрен особый порядок проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

У здания Академии предусмотрена специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями в количестве двух парковочных мест в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 12.4.026-2001. Оборудована система пожарной безопасности, сигнализации и оповещения лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СНиП 21-01-97 и ГОСТ 12.1.004-91. В ближайшее время в здании Академии будут размещены информационные таблички о наличии ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, установлены наземные тактильные указатели для инвалидов по зрению, переоборудован главный вход в здание, осуществлена реконструкция туалетов на I этаже в соответствии с требованиями к доступности среды для маломобильных граждан (согласно СНиП 35-01-2001, СП 42.13330.2011,ГОСТ Р 51261-99, ГОСТ Р 52875-2007)

Действует волонтерское движение «Мир начинается с тебя», осуществляющее помощь в получении образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в Академии.

С целью определения состояния доступности инфраструктуры Академии и предоставляемых услуг инвалидам и другим маломабильным группам населения, а также разработки планов и программ адаптации к установленным требованиям, проведена паспортизация доступности объекта. В результате комиссионной экспертизы здания и общежития Академии, составлен паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, вуз был включен в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, разработан план необходимых мероприятий по обустройству и дооборудованию помещений с целью предоставления максимального комфорта студентам и преподавателям с ограниченными возможностями здоровья.

   Показатели обеспечения доступности образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Коми республиканская академия государственной службы и управления:

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

№ п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
 1 наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) Здание Академии имеет две специализированные стоянки для автомобилей, имеется отдельный вход, оборудованный пандусом (внешний пандус и внутренний пандус) рядом со ступенчатым подъемом (парадным входом), открывающийся отдельный вход оборудован звонком к дежурному сотруднику службы охраны
2 наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) на первом этаже учебного корпуса имеется только одна учебная аудитория, туалетная комната, внутренний вход в студенческое кафе
3 наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) на втором этаже учебного корпуса находится медицинский кабинет
4 оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. здание Академии оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло, в холе второго этажа располагается инфомат, который предоставляет информацию о расписании занятий на неделю и на день, в холле первого этажа размещается видеопано, позволяющее размещать информацию о расписании и объявления. В корпусе Академии ведется круглосуточное видеонаблюдение.

 

Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ

№ п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
 1 наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ  Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
2 Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ положение о ситуационной помощи инвалидам в ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»

 

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

№ п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
 1 инклюзивная в общих группах присутствует
2 специальная в специализированных группах отсутствует
3 смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) присутствует
4 по индивидуальному учебному плану присутствует
5 с применением дистанционных технологий присутствует

 

Техническое обеспечение образования

№ п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
 1 использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски
2 обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.) имеются электронные УМК, учебники на электоронных носителях, видеолекции, организована онлайн трансляция учебного процесса в ресурсных центрах и интерактивных аудиториях
3 специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер), приспособленное для лиц с ОВЗ отсутствует
4 обеспечение возможности дистанционного обучения Сайт поддержки дистанционного образования http://moodle.krags.ru/
5 наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов имеется в наличии компьютерная техника и специализированное лицензионное программное обеспечение, адаптированное и разработанное для инвалидов
6 наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования отсутствует
7 комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) библиотека комплектуется говорящими книгами для воспроизведения на доступных носителях информации
8 наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования отсутствует

 

Кадровое обеспечение образования

№ п/п Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствует
наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь имеется

 

Обеспеченность студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья доступными средствами обучения и мобильности

Численность студентов-инвалидов, обучающихся в вузе Численность студентов-инвалидов (по полу и специальности вузе) Обеспеченность вуза образовательными программами для студентов-инвалидов Меры, принятые для обеспечения доступной среды для студентов-инвалидов
студенты -инвалиды отсутствуют С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Студенты имеют возможность освоения образовательных программ с применением дистанционных технологий.

Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах и общежитиях ГОУ ВО «КРАГСиУ» имеются пандусы, перила, съезды и удобные дверные проёмы.

Электронная библиотека КРАГСУ позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами, ряд  ООП частично реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий; имеются персональные сайты преподавателей,которые обеспечивают онлайн поддержку образования.

В вузе разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов — инвалидов и студентов с ОВЗ.